Agile/Scrum для начинающих. Что такое гибкая методология?

Что такое Agile и Scrum?

Что такое Agile?

В переводе с английского языка «agile» означает «живой, подвижный», но переводят его чаще как «гибкий». В отрасли разработки программного обеспечения этот термин появился в начале 2000-х годов, когда в штате Юта был издан «Манифест гибкой разработки ПО». С тех пор под «agile» понимают набор подходов по «гибкой» разработке программного обеспечения.

Agile Manifest

Agile Manifest

Суть agile-подхода изложена в «манифесте», но для заказчика ее можно коротко сформулировать так:

  • разработка ведется короткими циклами (итерациями), продолжительностью 1-4 недели;
  • в конце каждой итерации заказчик получает ценное для него приложение (или его часть), которое можно использовать в бизнесе;
  • команда разработки сотрудничает с Заказчиком в ходе всего проекта;
  • изменения в проекте приветствуются и быстро включаются в работу.

В настоящее время agile-принципы используются в работе десятки тысяч команд по всему миру.

Основополагающие принципы Agile.

Краткое видео о том, что такое Scrum (english).

Что такое Scrum?

Scrum — это одна из нескольких методологий гибкой разработки ПО:

    • Scrum
    • Lean
    • Feature Driving Development
    • Extreme Programming
Scrum Agile process

Scrum процесс на одном листе

Scrum — это спортивный термин, который пришел к нам из регби, и представляет собой фигуру, которую образуют игроки перед началом игры.

Scrum Rugby

Артефакты в Scrum

В скрам используется всего четыре артефакта:

  • Product Backlog
  • Sprint Backlog
  • Sprint Goal
  • Sprint Burndown Chart.

Я рекомендую вам посетить наш тренинг «Scrum для проектных команд«. Тренинг помогает изучить Scrum-процесс от начала и до последних нюансов.

Product backlog:

  • Это список всех требований, которые нужно сделать по проекту. Когда в Backlog’e нет требований, проект считается завершенным.
  • Все требования описаны по единому шаблону, который называют User Story (пользовательская история).
  • Требования составлены так, что очевидно и понятно, какую ценность они представляют для пользователя
  • Требования отсортированы по приоритетам, которые пересматриваются каждый спринт.

На снимке ниже представлен Backlog проекта. Команда проекта выбрала 2 требования в Sprint#3.

Project Backlog JIRA

Project Backlog (JIRA)

Sprint backlog:

  • Это список всех требований, которые нужно сделать в ближайший спринт.
  • В течение спринта, новые требования не могут появится в Sprint backlog.
  • Все требования должны быть разделены на задачи и оценены.

Sprint Backlog — это обязательство команды: что они должны выполнить за ближайшие 2 недели. Каждое требование разделено на задачи, которые представлены на Kanban-доске.

Kanban Доска в Спринте

Kanban Доска в Спринте

Sprint Goal

  • это краткое описание того, ради чего выполняется данный спринт.
  • цель на спринт помогает команде принимать обоснованные решения.

Этот артефакт необходим для того, чтобы команда проекта могла самостоятельно принимать решение в случае появления альтернативных путей решения задачи. Чтобы решения команды были осознанными, Product Owner определяет цель спринта.

Sprint Burndown Chart

  • дословно «диаграмма сгорания»
  • в качестве «сгорающих» элементов выступают человеко-часы или идеальные единицы (Story Points).
  • диаграмма обновляется каждый раз, когда завершается какая-либо задача.

Внешний вид диаграммы на рисунке ниже. На практике такая диаграмма очень наглядна: каждый день можно быстро узнать, насколько команда продвинулась вперед.

Burndown диаграмма в Jira

Burndown диаграмма в Jira

Если есть время, посмотрите мою запись о книгах, которые можно скачать для изучения Agile/Scrum.

Роли в Scrum

В скрам используется всего три роли:

  • Product Owner
  • Scrum Master
  • Team.

Роль Product Owner

  • формулирует требования
  • приоритезирует требования
  • корректирует приоритеты на каждом спринте
  • несет персональную ответственность за ценность требований для рынка/пользователей
  • отвечает за взаимодействие с рынком
  • только один человек

Product Owner — это представитель подразделения, которое владеет разрабатываемым продуктом. Например в банке это может быть Департамент карточных продуктов. Правильно определить Product Ownera не просто, т.к. эта роль требует сочетания следующих качеств:

  • иметь личную вовлеченность в проект и его результаты;
  • хорошо владеть навыком написания требований.

В некоторых случаях допустимо назначить более одного человека на роль Product Owner. Но в этом случае необходимо назначить среди них «главного», который будет авторизовать требования в Bcaklog’e и лично расставлять приоритеты.

Роль Scrum Master

  • следит за корректным применением принципов Agile и процессов (ритуалов) Scrum
  • организует работу команды и обеспечивает её всем необходимым
  • защищает команду, несёт ответственность за её эффективность
  • только один человек.

Очень сложная роль. В классическом project management есть Руководитель проекта. В Scrum такая роль не предусмотрена. Лучшим синонимом роли Scrum Master будет «администратор». Скрам Мастер организовывает работу команды проекта, но не вмешивается в её работу.

  • Скрам мастер не назначает людей на задачи — это делает сама команда;
  • Мастер не заставляет людей делать работу — это ответственность команды;
  • Мастер не указывает Product Owner какие требования он должен написать — это работа владельца продукта.

Тем не менее, если скрам-процесс проходит с нарушениями (кто-либо из команды опаздывает на daily-meeting), то мастер должен вмешаться и исправить ситуацию.

Функции Scrum Master’a существенно шире, но чтобы пояснить их все нужна отдельная статья. Пишите в комментариях, если таковая нужна.

Team (команда проекта)

  • кросс-функциональная
  • взаимозаменяемая
  • самоорганизующаяся
  • с фиксированным составом (в ходе спринта)
  • 4-10 человек.

Команда отвечает за разработку продукта итерациями (спринтами). Команда определяет самостоятельно:

  • продолжительность спринта
  • емкость (capacity) команды
  • размер её фокус фактора (коэффициент слаженности)
  • трудоемкость требований, которые будут реализованы в спринте
  • очередность выполнения задач и много другое.

Команда НЕ принимает решений:

  • какие требования являются приоритетными — это делает Product Owner.

На снимке ниже команда проекта проводит обязательный «ритуал» — Daily Meeting (см. ниже).

Daily Meeting scrum

Команда проводит «ритуал» Daily Meeting

Для компаний, которые решили системно перейти на методологию Scrum, я рекомендую ознакомиться со структурой проекта внедрения и рекомендациями заказчику.

Ритуалы (процессы в Scrum)

В скрам есть несколько процессов, которые принято называть ритуалами. Каждый ритуал выполняется неукоснительно и в строгом соответствии с подходом. На практике такие процессы стараются немного адаптировать, но ключевые принципы не изменяют.

Ритуалы в скрам это:

  • Sprint Planning Meeting
  • Daily Meeting
  • Sprint Review
  • Retrospective

Sprint Planning Meeting (встреча по планированию спринта)

  • выполняется всей командой перед началом спринта
  • команда выбирает требования из Product Backlog и формирует Sprint Backlog
  • если требуется учесть взаимосвязи между операциями, то это делается здесь
  • команда декомпозирует требования на задачи (tasks)
  • каждая задача проходит оценку в трудозатратах или универсальных единицах
  • во время встречи Product Owner отвечает на вопросы команды.

Встреча, которая проводится перед началом каждого спринта. Структура встречи:

  • представление и пояснение Product Owner’ом списка требований
  • вопросы со стороны команды
  • /рекомендуется перерыв/
  • декомпозиция требований на задачи (tasks)
  • оценка задач по методу Planning Poker.

Встреча простая по сути, но крайне сложная по содержанию. В начале проекта может занимать 5-6 часов. И только после 3-4 спринта встреча становится более оперативной и длится 2-3 часа. Крепитесь.

Daily Meeting (ежедневная встреча команды).

Из названия понятно, что встреча проводится ежедневно. Основные принципы:

  • проходит ежедневно и только в одно и то же время;
  • встреча проходит только стоя;
  • поэтому длительность встречи не более 15 минут;
  • чтобы успеть каждый должен ответить всего на 3 вопроса: что я делал вчера, чем я занимаюсь сегодня, какие есть проблемы?

Scrum Master следит за ходом встречи, побуждает участников высказываться полностью и слушать говорящего.

На ежедневной встрече команда обменивается опытом. Также становится понятно, кто и над какими задачами будет сегодня трудиться. Важно, чтобы команда делала этот ритуал самостоятельно. Я вообще рекомендую Scrum Masters не вмешиваться в ход встречи до тех пор, пока соблюдаются все требования к этому ритуалу.

Встреча команды эффективно проводить напротив Kanban доски, на которой отражены все задачи спринта.

Kanban Board во время спринта

Kanban Board во время спринта

Sprint Review — сдача спринта Product Owner

По завершению каждого спринта команда обязана провести демонстрацию полученного результат. Ценность этого ритуала я поясню отдельно.

Ценность Scrum для обычного заказчика во многом состоит в том, что результат работ (плохой или отличный, не важно) будет продемонстрирован в любом случае. Это знает и команда и Product Owner и другие заинтересованные лица. Если команда не проводит демонстрацию (иное название Sprint Review), то это дискредитирует все преимущества гибких процессов.

Структура встречи:

  • команда зачитывает требования из Sprint Backlog
  • по каждому критерию приемки происходит демонстрация полученных результатов
  • каждый вопрос со стороны Product Owner’а записывается, чтобы иметь возможность ответить на них позже
  • каждое новое требование Product Owner’a выписывается, чтобы позже включить его в Product Backlog.

На встрече могут присутствовать любые сотрудники организации или просто заинтересованные лица. Важно, чтобы право голоса имели только участники Scrum процесса (Produt Owner, Team, Scrum Master).

Никаких презентаций в PowerPoint на встрече, если вы правильно меня поняли!

Retrospective

Ритуал, который направлен на обмен опытом внутри команды. Встреча проводится после Sprint Review. На встрече присутствует вся команда и Scrum Master. На встрече может присутствовать Produt Owner, если считает нужным.

Методика проведения встречи варьируется в зависимости от проекта, его команды и просто традиций в коллективе. Тем не менее, должны быть озвучены ответы на следующие вопросы:

  • какие решения должна принять команда, чтобы сделать процесс более предсказуемым?
  • какие проблемы мешают команде выполнять взятые на себя обязательства?
  • как улучшить взаимодействие с Product Owner’ом?
  • какие ошибки совершает команда и почему.

Решения должны быть записаны на отдельной доске. После всеобщего голосования решения принимаются к исполнению со следующего спринта. Scrum Master контролирует ход встречи и следит за её регламентом.
Ознакомьтесь со списком наших курсов по управлению проектами.

Почему появился Agile?

Теперь немного слов о том, как и зачем появился этот подход? История возникновения этого подхода стала ответом на запросы отрасли:

  1. Заказчик не может сформировать четкие требования к ПО;
  2. Новые технологии усилили конкуренцию и потребовали оперативного применения в бизнесе;
  3. Заказчики и разработчики ПО не удовлетворены процессом взаимодействия.

#1 Заказчик не может сформировать четкие требования к ПО

В начальной фазе проекта заказчик не может сформулировать исчерпывающие требования к продукту. Этому есть несколько причин:

  • у Заказчика существует только идея приложения и он не представляет всю его функциональность;
  • у группы проекта есть разный взгляд на функциональность приложения;
  • команда не может договориться, как же будет удобнее/разумнее реализовать ту или иную часть функциональности приложения.

Один из принципов Agile гласит «Используйте прототипы и делайте поставки продукта как можно чаще». Это позволит снять неопределенность в требованиях и проверить, как с ней будут работать реальные пользователи.

В традиционных «водопадных» моделях руководитель проекта минимизирует изменения в проекте, используя для этого отдельные процессы — управление изменениями. Но если требования будут меняться раз в месяц, то управление изменениями становится трудоемким и замедляет ход проекта.

В Agile реакция на изменения важнее, чем следование плану. В Agile приветствуется, когда заказчик и пользователи вносят новые требования, чтобы сделать продукт более конкурентноспособным.

#2 Новые технологии усилили конкуренцию и потребовали оперативного применения в бизнесе

К середине 90-х разрабатываемое ПО было в основном десктопным и его требовалось устанавливать на каждый отдельный компьютер (например, MS Word). С появлением веб-приложений внедрение новой функциональности стало происходить быстрее: требовалось развернуть приложение только на сервере и все пользователи получали к нему доступ. Эта инновация серьезно усилила конкуренцию между компаниями: тот, кто применил новую технологию раньше других – выигрывает рынок и клиентов.

Подход Agile предоставил бизнесу главное преимущество – быстрые поставки новой функциональности. Это позволило каждый месяц выпускать продукт и оперативно получать обратную связь от пользователей.

#3 Заказчики и разработчики не удовлетворены процессом взаимодействия

При жестком сроке и в условиях постоянных изменений разработчики вынуждены формализовывать процессы взаимодействия с Заказчиком. Разработчики закладывают в бюджет работы по созданию детальных требований и спецификаций, а также риски на возможные их изменения. При этом Заказчик вынужден оплачивать документы, которые не несут реальной ценности для бизнеса.

Основная идея agile – сотрудничество с заказчиком важнее, чем контрактные обязательства. И поэтому agile-методы стремятся к уменьшению объема документации. Это позволяет Заказчику платить только за результат, имеющий ценность для бизнеса.

При этом agile не отказывается от формулирования требований. Заказчик (в agile — владелец продукта, product owner) предъявляет требования в упрощенном виде и на сценариях работы пользователей.

Резюме

Agile-философия проста. Agile-принципы разумны. Но переход к реальному применению agile — это серьезный вызов для каждой команды. Требуется не только освоить новый подход к управлению проектами, но также подобрать людей, способных работать в agile режиме.

0 91 100 16
91%
Средняя оценка
Оцените!
Закрыть

Большое спасибо, что нашли время написать отзыв!

Закрыть

  • Содержание статьи
    96%
  • Актуальность информации
    97%
Василий2018/05/17 7:55:45 пп
  • Содержание статьи
    55%
  • Актуальность информации
    75%
Не описаны главнейшие вещи с диаграммой сгорания .
Maxim2018/05/12 8:50:05 пп
  • Содержание статьи
    100%
  • Актуальность информации
    100%
Vitaliy2018/05/06 2:04:37 пп
  • Содержание статьи
    100%
  • Актуальность информации
    100%
Марина2018/04/25 11:52:39 дп
  • Содержание статьи
    100%
  • Актуальность информации
    100%
Tatiana Timanova2018/03/27 2:01:47 дп
  • Содержание статьи
    100%
  • Актуальность информации
    98%
Много нового. Спасибо
Карина2018/03/20 1:47:40 пп
  • Содержание статьи
    100%
  • Актуальность информации
    100%
Статья изложена доступным языком. Все понятно и легко запоминается. Спасибо!
Alex2018/03/05 12:55:08 пп
  • Содержание статьи
    95%
  • Актуальность информации
    100%
Гульнара2018/02/19 12:38:21 пп
  • Содержание статьи
    96%
  • Актуальность информации
    97%
Nataly2018/01/29 4:03:57 пп
  • Содержание статьи
    100%
  • Актуальность информации
    100%
Анастасія2018/01/24 11:17:26 дп
  • Содержание статьи
    100%
  • Актуальность информации
    100%
Чудова стаття. Чітко і зрозуміло. Велике дякую
Loading.....Load More Reviews
8 комментариев
  1. Сергей 2 года ago

    Очень подробная и интересная статья. Подскажите, вы проводите тренинги?

    • Автор

      Добрый день.
      Мы проводим тренинги по всему СНГ. Свяжитесь с нами любым удобным способом и мы пообщаемся.

  2. Georgevopob 2 года ago

    По моему тема весьма интересна. Предлагаю всем активнее принять участие в обсуждении.

  3. Юрий 2 года ago

    Хорошая статья. Спасибо

    • Автор

      Опубликовали статью для заказчиков и подрядчиков в крупных ИТ-проектах. Посмотрите в записях блога.

  4. Сергей 1 год ago

    Спасибо. Лучшая статья про Agile, что я нашел в интернете.

  5. Петр Петрович 1 год ago

    Мне нравится в Agile сам принцип: важно договориться с клиентом, а не пытаться ограничить наши коммуникации с помощью контракта.
    Если стороны не умеют договариваться, то любая модель управления будет очень напряженной и дорогой. С клиентами-муд*ками никакой Agile не работает.

  6. Дмитрий 1 год ago

    Игра в регби не начинается со scrum (схватки). Это такая же часть игры, как пенальти в футболе

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2018 «Проектный Офис» все права защищены

Проектный офис Профессиональное управление проектами
Проектный офис Профессиональное управление проектами

Log in with your credentials

Forgot your details?