Компания Проектный офис выступила на BIM-завтраке с докладом «Три программных продукта для управления строительными проектами. Организатором выступили парни из BIM.by. Глава компании Александр Кольцов рассказал о личном опыте применения программ для управления строительными проектами и о собственной разработке для управления строительной организацией.
Я хочу рассказать о трех программных продуктах, которые я лично использовал в применении к строительной тематике. Все эти продукты сильно отличаются, но отлично дополняют друг друга. Я начну, пожалуй, с самого простого и удобного, на мой взгляд — Trello.
Trello — программа для управления задачами по принципу Kanban
Те из вас, которые работали в ИТ-сфере или плотно взаимодействуют с ней, наверняка знают о Канбан. Если нет, то я кратко расскажу что это.
Канбан — это подход по управлению задачами по принципу «точно в срок». Канбан доска — это плоскость, которая разделена на несколько столбцов, каждый из которых — это статус задачи. Статусы могут быть: «В ожидании», «В работе», «Завершено». Можно добавлять свои собственные статусы. Объект управления в применении к Канбан — это карточка, которая может являться заявкой, документом, вопросом и проектом. Взглянув на доску, вы всегда знаете, какие объекты управления находятся в каком статусе. Посмотрите на скриншоты.
В моем случае мы использовали Канбан для:
- управления работами по подготовке коммерческих предложений (системы пожарной сигнализации)
- управления загрузкой «узких» специалистов: закупщик, сметчик
- управления процессом подбора персонала
- контроля оплаты счетов
- контроля решения орг.вопросов, которые не относятся к конкретному строительному объекту, но тем не менее требуют управления.
Конкретно Trello удобен тем, что:
- позволяет вести множество независимых досок;
- создавать независимые команды (только ПТО, вся организация, только топ-менеджеры и пр.)
- позволяет сотрудникам легко общаться внутри карточки (комментарии, уведомления, документы, чек-листы и пр.)
- совершенно бесплатный.
Применимость Канбан доски:
- задачи требуют управления по стадиям;
- задачи с большим числом коммуникаций со смежными подразделениями
- задачи конкретного сотрудника, который является «узким горлышком» в компании.
Не работает Канбан в случае:
- вам нужна календарно-сетевая логика. Здесь подойдет Oracle Primavera, MS Project Server или аналог.
- вам нужно оценить загрузку ресурсов. Также требуются иные решения.
- вам нужно управлять стоимостью. Выбирайте иной продукт.
Oracle Primavera для управления сложными проектами
Про этот программный продукт я уже рассказывал подробно много раз. В целом сильная платформа, которая позволяет управлять ресурсами, сроками, стоимостью сложного и уникального проекта. Чтобы понять суть Oracle Primavera, нужно посмотреть на скриншот.
Отлично видно, что программа позволяет:
- декомпозировать проект на части (WBS) и задачи.
- каждую задачу описать дополнительными параметрами (трудоемкость, предшественники и последователи, ограничения по срокам и т.п.)
- построить календарно-сетевую модель (метод критического пути)
- оценить потребность проекта в финансировании и т.п.
Primavera — сильный программный продукт, который умеет решать сложные задачи, но есть несколько ограничений, которые я выявил на практике:
- вам нужно иметь всю необходимую информацию об объекте строительства (сметы, чертежи, выработка ресурсов, список подрядных организаций и пр.). Часто это невозможно.
- вам нужно постоянно работать и поддерживать целостность и актуальность графика производства работ. Это титанический труд, поверьте. Если в компании нет квалифицированных календарно-сетевых планировщиков, то эта работа заглохнет через месяц или даже раньше.
- очень сложно заставить организацию использовать результаты, которые предоставляет Primavera. Это не проблема самого продукта, но тем не менее означает, что «включить и получить результат» у вас скорее всего не получится.
Мы использовали Oracle Primavera для работы на таких объектах:
- белорусская АЭС;
- завершение строительства жилого комплекса в пос.Сенница (Минский район);
- демонтаж А/В Восточный
- объекты административного назначения.
Применимость Oracle Primavera для управления строительными проектами:
- уникальный объект, управляемый по методу критического пути;
- либо серия типовых крупных проектов с небольшим числом отклонений (типовые нефте-перерабатывающие заводы, например)
- либо у вас штат инженеров, которые готовы постоянно заниматься только инженерной подготовкой (5-10 человек).
Не применяется:
- в проектах с большим числом форс-мажоров, изменений;
- в проектах с мультивалютностью (выручка в долларах, расходы в рублях и долларах, например)
- в проектах, которые требуют синхронизации со складом, закупками, финансистами и пр.
Гетруда — наша собственная разработка
Мы делаем свой продукт для строительной отрасли. Кодовое название «Гертруда». У нашего продукта есть 2 ключевых особенности:
- позволяет управлять себестоимостью вашего строительного проекта;
- объединяет работу подразделений: склад, закупки, финансы, ПТО.
Сейчас продукт находится в разработке и мы ищем клиента, который заинтересован в работе с нами и выступить «пилотным» пользователем.
Функциональные возможности Гертруда для управления строительными проектами:
- расчет внутреннего графика производства работ (управленческий)
- расчет внешнего графика производства работ (по контракту)
- сбор информации с площадки о выполненных объёмах работ
- расчет текущей рентабельности проекта, построение отчета
- управление заявками на закупку материалов, оборудования и пр.
- учет поступлений денег от клиента.
Применимость Гертруда:
- строительный проект с большим числом изменений;
- успех объекта зависит от качества координации работы смежных подразделений;
- без ограничений по масштабу проекта;
- проекты с разной валютой выручки и затрат;
- подходит для компаний с небольшим бюджетом на автоматизацию (мы предлагаем облачное решение по подписке)
Не применимость нашего продукта:
- использование метода критического пути;
- оценка загрузки ресурсов.
Сравнение программных продуктов для управления строительными проектами
Я кратко сравню предложенные продукты между собой, чтобы у вас была возможность оценить их совместно. В критериях сравнения не будет стоимости самого ПО, т.к. это зависит от множества факторов.
Сравнивая продукты, я делаю акцент на те функции или качества, которые реально нужны именно строительной отрасли. В связи с этим, я предложил следующий набор критериев:
- учет поставок материалов, складских остатков
- работа с загрузкой ресурсов (люди, материалы, механизмы)
- независимая работа с выручкой и себестоимостью
- работа с документацией
- возможность внести данные прямо со строительной площадки
- лицензиремость программного продукта
- интерфейс на русском языке
Удачи.
Используем MS Project для контроля сроков начала и окончания работ по договорам. Про трело не слышал, но суть понятна. Прима не пошла у нас, слишком сложная.
Хорошие продукты. Мы использовали Трелло для отслеживания наших проектов. Очень удобно. Всем рекомендую
Используем Gaskar Project и не придумываем велосипед как с Primavera, MS и тд
Может быть. Но для проектировщиков, строителей важен функционал. Пусть и неудобный UI
Подскажите, сколько стоит внедрить систему управления для небольшой строительной компании из 50 человек? Генподряд, подряд. Все виды общестроительных рабт. РФ