Внедрение Проектного офиса
Что такое Проектный офис?
Проектный офис (Офис управления проектами, ОУП) – это подразделение, выполняющее контроль над всеми проектами компании, а также отвечающее за развитие и поддержку методологии проектного управления.
Также иногда выделяют понятие «Офис проекта» — подразделение, созданное на временной основе для управления конкретным проектом (как правило крупным).
В англоязычных компаниях используют термин «Project Management Office» (PMO). Также встречаются названия: project support office, programm management office и пр.
Проектный офис может входить в состав конкретного подразделения, например ИТ-Департамента. Это делается для того, чтобы упорядочить взаимодействие в нашем случае ИТ-Департамента с другими подразделениями предприятия, создать прозрачную систему наблюдения за ходом проектов.
Но гораздо чаще PMO «поднимают» на самый верх в структуре предприятия и подчиняют его Исполнительному Директору, Совету Директоров, Правлению, Наблюдательному совету. Это дает возможность Офису управления проектами получить серьезные полномочия в управлении проектами предприятия.
Роль и задачи проектного офиса
- поддержка процессов и методологии управления проектами;
- инициация проектов, поддерживающих стратегию компании, контроль над исполнением текущих проектов, подготовка отчетов о состоянии Портфеля проектов;
- администрирование проектов, сопровождение документооборота по проектам;
- документирование накопленного опыта;
- обучение руководства и сотрудников компании технологиям управления проектами;
- администрирование ИСУП.
Состав проектного офиса, PMO
В зависимости от сложности решаемых задач в Офисе управления проектами могут быть следующие должности:
- Руководитель Проектного офиса
- Руководители выделенных проектов
- Администраторы проектов
- Бизнес-аналитик
- Системный архитектор
- Специалист по сопровождению ИСУП.
Количество сотрудников в PMO может сильно варьироваться. Обычно критериями выступают:
- количество проектов, контролируемых Проектным офисом. Чем больше проектов, тем выше нагрузка на PMO.
- функции PMO на проектах. Если сотрудники Офиса управления проектами не принимают личного участия в проектах, то нагрузка меньше.
- наличие выделенных проектов, управление которыми выполняется лично сотрудниками Офиса управления проектами.
- степень бюрократизации процесса управления проектами.
Из нашего опыта, для компаний до 100 человек и с количеством проектов до 20 штук, двух сотрудников Офиса управления проектами достаточно.
Мы предлагаем комплексную услугу по внедрению корпоративной системы управления проектами (КСУП). Внедрение проектного офиса входит в эту услугу.
Регламент работы Проектного офиса
Регламент работы Проектного офиса — это нормативный документ, который описывает процессы управления проектами, шаблоны и формы, проектные роли и их ответственность. На практике такой документ разрабатывается в рамках проекта внедрения КСУП.
В зависимости от поставленной задачи Регламент работы Проектного офиса может состоять из следующих разделов:
- Определение термина «проект»
- Проектные роли и их ответственность
- Процессы инициации проектов
- Процессы планирования проектов
- Процессы исполнения
- Процессы контроля проектов, KPI
- Процессы закрытия
- Шаблоны и формы
- Инструкция по работе с ИСУП.
Преимущества внедрения Проектного офиса
Каждое внедрение PMO может дать вам те преимущества, которые вы от него ожидаете. Если вы сомневаетесь в необходимости появления этого подразделения, то попробуйте посмотреть на список ожиданий, которые сформулировали наши клиенты.
- иметь независимый и компетентный источник информации о положении дел в проекте;
- иметь возможность инициировать проекты, которые поддерживают стратегию компании, а также согласованны между собой;
- поручить управление проектом профессиональным сотрудникам. Снять непрофильную загрузку с менеджеров предприятия;
- иметь возможность заранее прогнозировать отклонения в проекте.
- понимать, как проекты связаны со стратегией предприятия;
- иметь возможность прогнозировать и контролировать полученный эффект от проектов.
Ознакомьтесь с моей статьей Что такое проектный офис в холдинге? Я подробно описал, как PMO работает в сложной организационной структуре.
Этапы внедрения Проектного офиса
- Оценка зрелости компании в управлении проектами
- Аудит текущих проектов. Формирование Реестра проектов
- Диагностика и формирование корпоративного Реестра ресурсов
- Обучение высшего руководства компании. Сбор требований к работе Проектного офиса
- Разработка Положения о Проектном офисе компании
- Разработка должностных инструкций администраторов Проектного офиса
- Помощь в поиске и отборе кандидатов в Проектный офис
- Обучение и аттестация сотрудников Проектного офиса
- Разработка форм отчетов Проектного офиса
- Внедрение Проектного офиса в эксплуатацию
- Сопровождение Проектного офиса в течение согласованного периода времени.
Ссылки, которые вам могут быть полезны
- Услуга «Внедрение корпоративной системы управления проектами»
- Тренинг «КСУП для топ-менеджеров» — курс, позволяющий лучше понять роль и функции Проектного офиса в организации.
- Итерационный или комплексный подход к внедрению КСУП?
- Статья в нашем блоге: «Чем занимается Проектный офис в холдинге«.
СЛЕДУЙ ЗА НАМИ